Preview

Спортивная медицина: наука и практика

Расширенный поиск

Обоснование необходимости коррекции программ физической подготовки по данным стабилометрии

https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.4.12

Аннотация

Цель исследования: определить уровень согласованности зрительного, вестибулярного, проприорецептивного анализаторов и мышечного контроля у студентов с использованием статических двигательно-когнитивных тестов с биологической обратной связью по опорной реакции, а также состояние внимания при осуществлении визуального или смешанного контроля центра давления на опорную поверхность по биологической обратной связи. Материалы и методы: обследованы 63 студента 1-3 курса в возрасте 17-22 лет (в среднем 19,5±2,5). Количественная инструментальная оценка результатов тестирования с использованием метода стабилометрии, на наш взгляд, позволит получить объективные данные о состоянии функции равновесия у испытуемых, повысить точность выполнения движений за счет объективизации параметров выполнения служебных функций (движений по управлению судном), и в конечном итоге разработать и дать обоснованные рекомендации по повышению эффективности учебных занятий студентов каждого года обучения. Для исследования использовался стабилотренажер ST-150, который позволяет измерить параметры траектории перемещения координат центра масс тела человека. Результаты: представлены по каждому испытуемому студенту в виде графического изображения с помощью программного обеспечения стабилометрической платформы ST-150 . Статический тест проводился в две фазы. Первая фаза заключалась в тестировании с открытыми глазами, контролируя свой ОЦМ (общий центр масс) тела на мониторе, что позволяет оценить влияние зрительного анализатора на функцию равновесия, и вторая фаза с закрытыми глазами. В каждой из этих фаз данного теста студенты тестировались в двух вариантах постановки стоп: 1) основной стойки (проба Ромберга Европейской установки стоп «носки врозь»); 2) стойка, при которой линии «носок-пятка» каждой ноги устанавливаются параллельно (проба Ромберга Американской установки стоп). Выводы: в результате проведенных тестов выявлены весьма существенные отклонения функции равновесия у студентов старших курсов Академии водного транспорта, что требует необходимость разработки новых моделей и учебных программ по физической подготовки студентов, направленных на поиск путей повышения их статокинетической и вестибулярной устойчивости в ходе учебно-воспитательной работы.

Об авторах

О. В. Парыгина
Московская государственная академия водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Федерального агентства морского и речного транспорта
Россия


Ю. А. Матвеев
Педагогический институт физической культуры и спорта ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет Минобрнауки России
Россия


Список литературы

1. Мельникова И.П. Влияние производственных факторов на здоровье моряков // Гигиена и санитария. 2007. №1. С. 42-44. / Melnikova IP. Influence factors on seamen. Hygiene and sanitation. 2007;(1):42-44. (in Russian).

2. Гроховский С.С. Метрологическое обеспечение измерений в исследованиях функции равновесия человека // Мир Измерений. 2011. №11. С. 37-38. / Grokhovsky SS. Metrological assurance measurements in studies of the function of human equilibrium. World of measurements. 2011;(11):37-38. (in Russian).

3. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физической культуры. 2000. №1. С. 54-58. / Nazarenko LD. The content and structure of the balance as a motor-coordination qualities. (Teoriya i praktika fizicheskoy kultury). Theory and Practice of Physical Culture. 2000;(1):54-58. (in Russian).

4. Скворцов Д.В. Стабилометрическое исследование. М.: Маска, 2010. 176 с. / Skvortsov DV. Stabilometric study. Moscow, Maska, 2010. 176 p. (in Russian).

5. Анохин П.К.Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. С. 194-262. / Anokhin PK. Biology and Neurophysiology reflex. Moscow, Medicine, 1968. P. 194-262. (in Russian).

6. Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 136 с. / Barker R, Barazi S, Neal M. Visual Neuroscience. Moscow, GEOTAR-Media, 2009. 136 p. (in Russian).

7. Покровский В.М. Физиология человека: в 2-х т. М.: Медицина, 2003. 656 с. / Pokrovsky VM. Human Physiology: 2 vol. Moscow, Medicine, 2003. 656 p. (in Russian).

8. Лях В.И.Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с. / Lyakh VI. Coordination abilities: diagnostics and the development. Moscow, TVT Division, 2006. 290 p. (in Russian).

9. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. М.: Мир, 1984. 287 с. / Schmidt R. Basis of sensory physiology. Moscow, Mir, 1984. 287 p. (in Russian).

10. Гуралев В.М. Организационно-педагогические условия формирования статокинетической устойчивости студентов Сибирского юридического института // Вестник ЮурГУ Серия «Образование, здравоохранение, физкультура и спорт». Челябинск: ЮурГУ, 2003. 172 c. / Guralev VM. Organizational-pedagogical conditions of formation of stability statokinetic students Siberian Law Institute. Vestnik of SUSU. A series of «Education, health, physical education and sport». Chelyabinsk, South Ural State University, 2003. 172 p. (in Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Парыгина О.В., Матвеев Ю.А. Обоснование необходимости коррекции программ физической подготовки по данным стабилометрии. Спортивная медицина: наука и практика. 2017;7(4):12-18. https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.4.12

For citation:


Parygina O., Matveev Y. Substantiation of the need for physical training programs correction based on stabilometry data. Sports medicine: research and practice. 2017;7(4):12-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.4.12

Просмотров: 416


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-2524 (Print)
ISSN 2587-9014 (Online)