Улучшение показателей адаптации школьников к физическим нагрузкам при использовании индивидуального подхода с учетом типов вегетативной регуляции
https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.4.9
Аннотация
Цель: физиологическое обоснование индивидуализации подбора физических нагрузок на основе учета различий функционального состояния школьников, имеющих различные типы вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.
Методы: обследовали 60 школьников в возрасте 12 лет. Экспериментальную группу составили школьники, которые занимались физическими упражнениями в течение 6 месяцев по разработанной индивидуально-типологической программе. Учащиеся контрольной группы занимались по школьной программе. Оценку функционального состояния проводили методом «Экспресс-оценка физического здоровья школьников» и методом диагностики показателей вариабельности сердечного ритма.
Результаты: В начале обследования показатели в экспериментальной и контрольной группах определялись особенностями 4 типов вегетативной регуляции: I, II, III, IV. Из них I и II соответствовали преобладанию симпатико-тонических дестабилизирующих влияний на сердечно-сосудистую систему, у IV преобладали парасимпатические влияния, проявляющиеся в астенизации функционального состояния учащихся. Тогда как III тип относится к физиологической норме и проявлялся в форме баланса регуляторных влияний отделов вегетативной нервной системы.
Выводы: на контрольном обследовании показатели адаптации и здоровья у всех типов школьников улучшились, тогда как в контрольной группе не выявлена положительная динамика показателей адаптации и здоровья. Это свидетельствует об эффективности индивидуально-типологически ориентированных занятий на уроке физического воспитания как имеющих оздоровительное воздействие на школьников.
Об авторах
В. В. ГореликРоссия
Горелик Виктор Владимирович, кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма
445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14
С. Н. Филиппова
Россия
Филиппова Светлана Николаевна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии спорта и физического воспитания
117519, Москва, Кировоградская ул., 21
Н. Н. Назаренко
Россия
Назаренко Наталья Нефедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма
445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14
Список литературы
1. Агаджанян Н.А., Цатурян Л.Д., Кувандыкова Р.Х. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма, показателей периферической крови и гормонального профиля у подростков Ставропольского края: этнофизиологический аспект. Экология человека. 2015;(8):26–31. https://doi.org/10.17816/humeco17005
2. Баевский P.M. Физиологическая норма и концепция здоровья. Российский физиологический журнал. 2003;89(4):473–489.
3. Бочарова И.А., Агеева Е.С. Адаптация сердечно-сосудистой системы к регулярным физическим нагрузкам. Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова. 2015;(12):24–26.
4. Ушаков А.С., Клещенко Н.Е., Ненашева А.В., Астахов С.И., Рябина К.Е. Вариабельность сердечного ритма в процессе учебной деятельности у практически здоровых школьниц, не занимающихся спортом. Теория и практика физической культуры. 2016;(3):20–22.
5. Рябова И.В., Филиппова С.Н., Алексеева С.И., Соболевская Т.А., Черногоров Д.Н. Влияние учебных нагрузок на адаптацию и состояние регуляторных систем организма младших школьников. Человек. Спорт. Медицина. 2021;20(4):55–61. https://doi.org/10.14529/hsm200406
6. Демидов В.А., Мавлиев Ф.А., Соснов Н.В. Медленноволновые характеристики вариабельности показателей кардиогемодинамики у лиц юношеского возраста. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2012;28:36–39.
7. Добрин А.В. Особенности вариабельности кардиоритма как показатель адекватности двигательного режима в процессе занятий физической культурой детей 7–8 лет. Теория и практика физической культуры. 2018;(8):28–30.
8. Ключников С.О., Гнетнева Е.С. Вегетативные изменения и их коррекция у детей. Вопросы практической педиатрии. 2009;4(4):82–87.
9. Коломиец О.И., Быков Е.В. Вариабельность сердечного ритма при адаптации к физическим нагрузкам различной направленности. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014;(12):98–103.
10. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для оптимизации функционального состояния детей на этапах количественных и качественных преобразований в деятельности физиологических систем. Физиология развития человека: материалы международной конференции, секция 4 (г. Москва, 22–24 июня 2009 г.). Москва: Вердана; 2009, с. 50–51.
11. Никулина А.В., Козлов В.А., Шуканов А.А. Изменчивость вариабельности сердечного ритма как отражение реализации физиологических механизмов адаптации организма. Человек. Спорт. Медицина. 2017;17(4):14–20. https://doi.org/10.14529/hsm170402
12. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Эрлих В.В., Батуева А.Э., Сабирьянова Е.С. Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность. Science for Education Today. 2020;10(5):196–210. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.11
13. Поляков С.Д., Хрущев С.В., Соболев А.М. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников. Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004;(4):4–8.
14. Крылова А.В., Ситдиков Ф.Г., Аникина Т.А., Зверев А.А. Реакция симпатоадреналовой системы мальчиков на дозированную физическую нагрузку. Наука и спорт: современные тенденции. 2019;22(1):60–66.
15. Семенов Ю.Н. Комплекс для переработки кардиоинтервалов и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51»: руководство к эксплуатации. Рязань: Рамена; 2014.
16. Синяк Е.Д. Влияние урока физической культуры на вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в начале и в конце учебного года [диссертация]. Казань: Казанский государственный педагогический университет; 2003.
17. Григорьев О.В., Ситдиков Ф.Г., Самигулин Г.Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников. Физиология человека. 2000;26(6):752–754. https://doi.org/10.1023/A:1026610220635
18. Колпаков В., Томилова Е., Стрижак Н., Кривощеков С.Г., Беспалова Т.В. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности. Человек. Спорт. Медицина. 2020;19(S2):7–17. https://doi.org/10.14529/hsm19s201
19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т; 2009.
20. Makivić B., Nikić M.D., Willis M.S. Heart Rate Variability (HRV) as a Tool for Diagnostic and Monitoring Performance in Sport and Physical Activities. Journal of Exercise Physiology Online. 2013;16(3):103–131.
21. Plews D.J., Laursen P.B., Le Meur Y., Hausswirth C., Kilding A.E., Buchheit M. Monitoring training with heart-rate variability: How much compliance is needed for valid assessment? Int. J. Sports Physiol. Perform. 2014;9 (5):783–790. https://doi.org/10.1123/ijspp.2013-0455
22. Plews D.J., Laursen P.B., Kilding A.E., Buchheit M. Evaluating training adaptation with heart-rate measures: A methodological comparison. Int. J. Sports Physiol. Perform. 2013;8(6):688–691. https://doi.org/10.1123/ijspp.8.6.688
23. Douglas J., Plews D.J., Handcock P.J., Rehrer N.J. The Beneficial Effect of Parasympathetic Reactivation on Sympathetic Drive During Simulated Rugby Sevens. Int. J. Sports Physiol. Perform. 2016;11(4):480–488. https://doi.org/10.1123/ijspp.2015-0317
Рецензия
Для цитирования:
Горелик В.В., Филиппова С.Н., Назаренко Н.Н. Улучшение показателей адаптации школьников к физическим нагрузкам при использовании индивидуального подхода с учетом типов вегетативной регуляции. Спортивная медицина: наука и практика. 2022;12(4):29-39. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.4.9
For citation:
Gorelik V.V., Filippova S.N., Nazarenko N.N. Improving the indicators of schoolchildren’s adaptation to physical activity using an individual approach, taking into account the types of vegetative regulation. Sports medicine: research and practice. 2022;12(4):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.4.9