Preview

Спортивная медицина: наука и практика

Расширенный поиск

Улучшение показателей адаптации школьников к физическим нагрузкам при использовании индивидуального подхода с учетом типов вегетативной регуляции

https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.4.9

Полный текст:

Аннотация

Цель: физиологическое обоснование индивидуализации подбора физических нагрузок на основе учета различий функционального состояния школьников, имеющих различные типы вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.

Методы: обследовали 60 школьников в возрасте 12 лет. Экспериментальную группу составили школьники, которые занимались физическими упражнениями в течение 6 месяцев по разработанной индивидуально-типологической программе. Учащиеся контрольной группы занимались по школьной программе. Оценку функционального состояния проводили методом «Экспресс-оценка физического здоровья школьников» и методом диагностики показателей вариабельности сердечного ритма.

Результаты: В начале обследования показатели в экспериментальной и контрольной группах определялись особенностями 4 типов вегетативной регуляции: I, II, III, IV. Из них I и II соответствовали преобладанию симпатико-тонических дестабилизирующих влияний на сердечно-сосудистую систему, у IV преобладали парасимпатические влияния, проявляющиеся в астенизации функционального состояния учащихся. Тогда как III тип относится к физиологической норме и проявлялся в форме баланса регуляторных влияний отделов вегетативной нервной системы.

Выводы: на контрольном обследовании показатели адаптации и здоровья у всех типов школьников улучшились, тогда как в контрольной группе не выявлена положительная динамика показателей адаптации и здоровья. Это свидетельствует об эффективности индивидуально-типологически ориентированных занятий на уроке физического воспитания как имеющих оздоровительное воздействие на школьников.

Об авторах

В. В. Горелик
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Россия

Горелик Виктор Владимирович, кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма

445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14



С. Н. Филиппова
ГАОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма»
Россия

Филиппова Светлана Николаевна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии спорта и физического воспитания

117519, Москва, Кировоградская ул., 21



Н. Н. Назаренко
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Россия

Назаренко Наталья Нефедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма

445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14



Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Цатурян Л.Д., Кувандыкова Р.Х. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма, показателей периферической крови и гормонального профиля у подростков Ставропольского края: этнофизиологический аспект. Экология человека. 2015;(8):26–31. https://doi.org/10.17816/humeco17005

2. Баевский P.M. Физиологическая норма и концепция здоровья. Российский физиологический журнал. 2003;89(4):473–489.

3. Бочарова И.А., Агеева Е.С. Адаптация сердечно-сосудистой системы к регулярным физическим нагрузкам. Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова. 2015;(12):24–26.

4. Ушаков А.С., Клещенко Н.Е., Ненашева А.В., Астахов С.И., Рябина К.Е. Вариабельность сердечного ритма в процессе учебной деятельности у практически здоровых школьниц, не занимающихся спортом. Теория и практика физической культуры. 2016;(3):20–22.

5. Рябова И.В., Филиппова С.Н., Алексеева С.И., Соболевская Т.А., Черногоров Д.Н. Влияние учебных нагрузок на адаптацию и состояние регуляторных систем организма младших школьников. Человек. Спорт. Медицина. 2021;20(4):55–61. https://doi.org/10.14529/hsm200406

6. Демидов В.А., Мавлиев Ф.А., Соснов Н.В. Медленноволновые характеристики вариабельности показателей кардиогемодинамики у лиц юношеского возраста. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2012;28:36–39.

7. Добрин А.В. Особенности вариабельности кардиоритма как показатель адекватности двигательного режима в процессе занятий физической культурой детей 7–8 лет. Теория и практика физической культуры. 2018;(8):28–30.

8. Ключников С.О., Гнетнева Е.С. Вегетативные изменения и их коррекция у детей. Вопросы практической педиатрии. 2009;4(4):82–87.

9. Коломиец О.И., Быков Е.В. Вариабельность сердечного ритма при адаптации к физическим нагрузкам различной направленности. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014;(12):98–103.

10. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для оптимизации функционального состояния детей на этапах количественных и качественных преобразований в деятельности физиологических систем. Физиология развития человека: материалы международной конференции, секция 4 (г. Москва, 22–24 июня 2009 г.). Москва: Вердана; 2009, с. 50–51.

11. Никулина А.В., Козлов В.А., Шуканов А.А. Изменчивость вариабельности сердечного ритма как отражение реализации физиологических механизмов адаптации организма. Человек. Спорт. Медицина. 2017;17(4):14–20. https://doi.org/10.14529/hsm170402

12. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Эрлих В.В., Батуева А.Э., Сабирьянова Е.С. Отбор и медико-биологическое сопровождение одаренных обучающихся, реализующих образовательную и спортивную деятельность. Science for Education Today. 2020;10(5):196–210. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.11

13. Поляков С.Д., Хрущев С.В., Соболев А.М. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников. Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004;(4):4–8.

14. Крылова А.В., Ситдиков Ф.Г., Аникина Т.А., Зверев А.А. Реакция симпатоадреналовой системы мальчиков на дозированную физическую нагрузку. Наука и спорт: современные тенденции. 2019;22(1):60–66.

15. Семенов Ю.Н. Комплекс для переработки кардиоинтервалов и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51»: руководство к эксплуатации. Рязань: Рамена; 2014.

16. Синяк Е.Д. Влияние урока физической культуры на вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в начале и в конце учебного года [диссертация]. Казань: Казанский государственный педагогический университет; 2003.

17. Григорьев О.В., Ситдиков Ф.Г., Самигулин Г.Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников. Физиология человека. 2000;26(6):752–754. https://doi.org/10.1023/A:1026610220635

18. Колпаков В., Томилова Е., Стрижак Н., Кривощеков С.Г., Беспалова Т.В. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности. Человек. Спорт. Медицина. 2020;19(S2):7–17. https://doi.org/10.14529/hsm19s201

19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т; 2009.

20. Makivić B., Nikić M.D., Willis M.S. Heart Rate Variability (HRV) as a Tool for Diagnostic and Monitoring Performance in Sport and Physical Activities. Journal of Exercise Physiology Online. 2013;16(3):103–131.

21. Plews D.J., Laursen P.B., Le Meur Y., Hausswirth C., Kilding A.E., Buchheit M. Monitoring training with heart-rate variability: How much compliance is needed for valid assessment? Int. J. Sports Physiol. Perform. 2014;9 (5):783–790. https://doi.org/10.1123/ijspp.2013-0455

22. Plews D.J., Laursen P.B., Kilding A.E., Buchheit M. Evaluating training adaptation with heart-rate measures: A methodological comparison. Int. J. Sports Physiol. Perform. 2013;8(6):688–691. https://doi.org/10.1123/ijspp.8.6.688

23. Douglas J., Plews D.J., Handcock P.J., Rehrer N.J. The Beneficial Effect of Parasympathetic Reactivation on Sympathetic Drive During Simulated Rugby Sevens. Int. J. Sports Physiol. Perform. 2016;11(4):480–488. https://doi.org/10.1123/ijspp.2015-0317


Рецензия

Для цитирования:


Горелик В.В., Филиппова С.Н., Назаренко Н.Н. Улучшение показателей адаптации школьников к физическим нагрузкам при использовании индивидуального подхода с учетом типов вегетативной регуляции. Спортивная медицина: наука и практика. 2022;12(4):29-39. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.4.9

For citation:


Gorelik V.V., Filippova S.N., Nazarenko N.N. Improving the indicators of schoolchildren’s adaptation to physical activity using an individual approach, taking into account the types of vegetative regulation. Sports medicine: research and practice. 2022;12(4):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.4.9

Просмотров: 248


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-2524 (Print)
ISSN 2587-9014 (Online)