Preview

Спортивная медицина: наука и практика

Расширенный поиск

Влияние физических упражнений на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой

https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.3.14

Аннотация

Цель исследования: оценка влияния физических упражнений разной структуры (бег, передвижение на лыжах, плавание) на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой. Материалы и методы: в исследовании принимали участие 45 студентов (юношей), средний возраст которых составил 19,46±1,51 года. Исследования проводились на базе Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, в течение трех лет обучения студентов, по дисциплине «Физическая культура». Оценку физической работоспособности оценивали по Гарвардскому степ-тесту и вычислению индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), который заключается в контроле за частотой сердечных сокращений (ЧСС) в восстановительный период после выполнения испытуемым дозированной физической нагрузки. Для определения физической подготовленности исследуемых студентов использовались контрольные тесты, выявляющие степень развития основных физических качеств. В качестве критерия адаптационных возможностей организма определяли коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляли по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД, ДАД), массе тела (МТ), росту (Р) и возрасту (В): КЗ=0,01ЧП+0,01САД+0,008ДАД+0, 014В+0,009МТ-0,009Р-0,27. Оценивали физическое состояние (проводили морфофункциональные исследования, результаты определяли по таблице экспресс-оценке Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко). Провели сравнительную оценку влияния различных физических упражнений на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой. А также использовали метод математической статистики. Обработка и анализ данных проводились общепринятыми статистическими методами с учетом пола и возраста студентов. Рассчитывали среднюю арифметическую (X), среднеквадратическое отклонение (а). Достоверность различий статистических оценок определяли по t-критерию Стьюдента. В таблицах приведены значения стандартного отклонения. Результаты: все физические упражнения разной структуры (бег, передвижение на лыжах, плавание), оказывают оздоровительный эффект на организм человека. Тем не менее, эффективность от лыжных прогулок немного выше, чем от плавания и легкоатлетического бега. Выводы: развитие физических качеств имеет положительную динамику во всех группах. Динамика физического состояния и работоспособности во всех исследуемых группах положительная. Наиболее эффективными физическими упражнениями, оказались те, которые используются на занятиях оздоровительным бегом на лыжах.

Об авторах

М. В. Голубятникова
ГПОУ Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В.А. Департамента образования и науки Кемеровской области
Россия


В. Н. Яковлева
Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет Минобрнауки России
Россия


Л. Н. Макарова
Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет Минобрнауки России
Россия


М. В. Агеева
ГПОУ Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В.А. Департамента образования и науки Кемеровской области
Россия


Список литературы

1. Яковлева В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи // Science Time. 2014. №9. С. 254-261. / Yakovleva VN. Fizicheskoe vospitanie i fizicheskaya podgotovlennost studencheskoy molodezhi. Science Time. 2014;(9):254-261. (in Russian).

2. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2012. 480 с. / Kholodov ZhK. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta. Moscow, Akademiya, 2012. 480 p. (in Russian).

3. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М.: Академия, 2012. 410 с. / Kuznetsov VS. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury. Moscow, Akademiya, 2012. 410 p. (in Russian).

4. Кретова И. Г., Косцова Е.А., Чигорева С.Е., Глухова Ю.А., Нестерова А.В. Мониторинг физического здоровья и функциональных возможностей // Вестник СамГУ 2010. №4. С. 178-183. / Kretova IG, Kostsova EA, Chigoreva SE, Glukhova YuA, Nesterova AV. Monitoring fizicheskogo zdorovya i funktsionalnykh vozmozhnostey. Vestnik SamGU. 2010;(4):178-183. (in Russian).

5. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А., Близневский А.Ю., Рябинина С.К. Физическая культура: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2013. 424 с. / Muller AB, Dyadichkina NS, Bogashchenko YuA, Bliznevskiy AYu, Ryabinina SK. Fizicheskaya kultura: uchebnik dlya vuzov. Moscow, Izdatelstvo Yurayt, 2013. 424 p. (in Russian).

6. Куценко И.П., Ревенко Е.М., Кривощекова О.Н. Экспресс-оценка функциональных возможностей человека: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения. Омск: Изд-во СибАДИ, 2012.28 с. / Kutsenko IP, Revenko EM, Krivoshchekova ON. Ekspress-otsenka funktsionalnykh vozmozhnostey cheloveka: metodicheskie ukazaniya k vypolneniyu kontrolnykh rabot dlya studentov vsekh form obucheniya. Omsk, Izd-vo SibADI, 2012. 28 p. (in Russian).

7. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре. М.: Академия, 2013. 256 с. / Zheleznyak YuD. Metodika obucheniya fizicheskoy kulture. Moscow, Akademiya, 2013. 256 p. (in Russian).

8. Погадаев Г.И. Подготовка учащихся к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса к труду и обо роне (ГТО): Методическое пособие. М.: Дрофа, 2016. 191 с. / Pogadaev GI. Podgotovka uchashchikhsya k sdache Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa k trudu i oborone (GTO): Metodicheskoe posobie. Moscow, Drofa, 2016. 191 p. (in Russian).

9. Апанасенко Г.Д., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная мощность индивида // Теория и практика физической культуры. 1968. №4. С. 29-31. / Apanasenko GD, Naumenko RG. Fizicheskoe zdorovye i maksimalnaya aerobnaya moshchnost individa. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury (Theory and practice of physical culture). 1968;(4):29-31. (in Russian).

10. Ильин В.П. Методические особенности применения t-критерия Стьюдента в медико-биологических исследованиях // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2011. №5. С. 160-161. / Ilin VP. Metodicheskie osobennosti primeneniya t-kriteriya Styudenta v mediko-biologicheskikh issledovaniyakh. Byulleten VSNTS SO RAMN. 2011;(5):160-161. (in Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Голубятникова М.В., Яковлева В.Н., Макарова Л.Н., Агеева М.В. Влияние физических упражнений на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой. Спортивная медицина: наука и практика. 2017;7(3):14-21. https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.3.14

For citation:


Golubyatnikova M., Yakovleva V., Makarova L., Ageeva M. The influence of the exercise on the health coefficient, physical fitness, physical status and efficiency of students in the process of physical training. Sports medicine: research and practice. 2017;7(3):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17238/ISSN2223-2524.2017.3.14

Просмотров: 807


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-2524 (Print)
ISSN 2587-9014 (Online)