Preview

Спортивная медицина: наука и практика

Расширенный поиск

Мотивация к занятиям адаптивной физической культурой как условие здоровьесбережения, способствующее психологическому благополучию, жизнеспособности и улучшению качества жизни студенческой молодежи с инвалидностью

https://doi.org/10.47529/2223-2524.2025.1.6

Аннотация

Цель исследования: установить особенности мотивации к занятиям адаптивной физической культурой (АФК) и значение этих занятий для психологического благополучия, жизнеспособности и качества жизни студенческой молодежи с инвалидностью.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 108 студентов с инвалидностью (35 юношей и 73 девушки), средний возраст 20,9 ± 1,9 года, которые были разделены на 2 группы сравнения по критерию занятий АФК. В результате проведенного дескриптивного анализа установлено, что 36 % испытуемых являются студентами факультета цифровых технологий, 34 % студентов — представители психологического факультета и 30 % опрошенных обучаются на экономическим факультете. Обучающиеся с инвалидностью (1‑я группа инвалидности установлена у 32 % респондентов; 2‑я группа — у 35 %; 3‑я группа — у 33 % слушателей) распределялись по нозологиям следующим образом: 73 % студентов с нарушениями опорно‑двигательного аппарата; 16 % обследованных с генетическими, соматическими и другими нарушениями; 9 % респондентов с нарушениями зрения и 2 % изученных с нарушениями слуха. Изучение мотивации к занятиям АФК и значение этих занятий проводилось с использованием методик «Психологическое благополучие» Рифф в адаптации Шевеленковой и Фесенко, «Жизнеспособность человека» Махнача, «Оценка качества жизни» SF‑36, «Мотивы занятий спортом» Шаболтас, «Изучение мотивов занятий спортом» Тропикова, «Определение направленности личности» Басса, «Определение ведущей направленности» Смекало и Кучера, а также анкеты, позволяющей установить социально‑психологические особенности студентов.

Результаты: установлено, что данный вид деятельности способствует изменению мнения о себе, повышению самооценки, получению настоящего эстетического удовольствия и содействует улучшению межличностного взаимодействия, положительно влияет на оценку качества жизни, психологического благополучия и жизнеспособности.

Заключение: занятия АФК выполняют здоровьесберегающую функцию, позитивно влияют на качество жизни, способствуют улучшению психологического благополучия и поддержанию жизнеспособности студенческой молодежи с инвалидностью.

Об авторах

И. В. Михалев
ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий»
Россия

Михалев Игорь Васильевич, к.с.н., доцент, ректор

107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49



С. В. Котовская
ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий»
Россия

Котовская Светлана Владимировна, д.пс.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии

107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49



Н. Л. Захарова
ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий»
Россия

Захарова Надира Летфулловна, д.пс.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии

107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49



Л. Ю. Беленкова
ФГБОУ ИВО «Российский государственный университет социальных технологий»
Россия

Беленкова Лариса Юрьевна, к.пс.н., доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49



Список литературы

1. Бондин В.И., Степанова Т.А., Пономарева И.А., Седлов С.И. Влияние оздоровительной физической культуры на умственную и физическую (сенсомоторную) деятельность студентов. Теория и практика физической культуры. 2024;(11):56–58.

2. Малыгин А.В. Концепция фиджитал-спорта: содержание и потенциал развития. Вестник спортивной науки. 2023;(6):8–14.

3. Pulverenti T.S., Zaaya M., Knikou M. Brain and spinal cord paired stimulation coupled with locomotor training affects polysynaptic flexion reflex circuits in human spinal cord injury. Exp. Brain Res. 2022;240(6):1687–1699. https://doi.org/10.1007/s00221-022-06375-x

4. Liu H., Li J., Du L., Yang M., Yang D., Li J., Gao F., Ma K. Short-term effects of core stability training on the balance and ambulation function of individuals with chronic spinal cord injury: a pilot randomized controlled trial. Minerva Med. 2019;110(3):216–223. https://doi.org/10.23736/S0026-4806.19.05952-4

5. Hesketh K.R., Lakshman R., van Sluijs E.M.F. Barriers and facilitators to young children’s physical activity and sedentary behaviour: a systematic review and synthesis of qualitative literature. Obes. Rev. 2017;18(9):987–1017. https://doi.org/10.1111/obr.12562

6. Ardern C.L., Taylor N.F., Feller J.A., Webster K.E. A systematic review of the psychological factors associated with returning to sport following injury. Br. J. Sports Med. 2013;47(17):1120–1126. https://doi.org/10.1136/bjsports-2012-091203.

7. Wu X.U., Han L.H., Zhang J.H., Luo S., Hu J.W., Sun K. The influence of physical activity, sedentary behavior on healthrelated quality of life among the general population of children and adolescents: A systematic review. PLoS One. 2017;12(11):e0187668. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0187668.

8. Церфус Д.Н., Корзунин В.А., Иванова Т.В., Шилова И.М. Современные конструкты психологического благополучия и жизнеспособности обучающихся в вузах. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023;(4(95)):372–377.

9. Gignac M.A., Cao X., Ramanathan S., White L.M., Hurtig M., Kunz M., Marks P.H. Perceived personal importance of exercise and fears of re-injury: a longitudinal study of psychological factors related to activity after anterior cruciate ligament reconstruction. BMC Sports Sci. Med. Rehabil. 2015;7:4. https://doi.org/10.1186/2052-1847-7-4.

10. Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Субъективное качество жизни, психологическое благополучие, отношение к временной перспективе и возрасту у пенсионеров, ведущих разный образ жизни. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020;10(4):384–401. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.401

11. Schultchen D. Reichenberger J., Mittl T., Weh T.R.M., Smyth J.M., Blechert J., Pollatos O. Bidirectional relationship of stress and affect with physical activity and healthy eating. Br. J. Health Psychol. 2019;24(2):315–333. https://doi.org/10.1111/bjhp.12355

12. Hernandez R., Bassett S.M., Boughton S.W., Schuette S.A., Shiu E.W., Moskowitz J.T. Psychological well-being and physical health: Associations, mechanisms, and future directions. Emotion Review. 2018;10(1):18–29. https://doi.org/10.1177/1754073917697824

13. Walsh F. Family Resilience. Multisystemic resilience: adaptation and transformation in contexts of change. Oxford: Oxford University Press; 2021, p. 255–270. https://doi.org/10.1093/oso/9780190095888.003.0015

14. Коломиец О.В. Теоретическое обоснование психологического конструкта «субъектная жизненная позиция». Мир науки. Педагогика и психология [интернет]. 2019;(6). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/126PSMN619.pdf (дата обращения: 10.10.2024).

15. Костюнин И.Е. Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте. Молодой ученый [интернет]. 2022;(19):398–407. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/414/91534/ (дата обращения: 10.10.2024).

16. Асадуллин М.Р. Теоретический анализ понятия «психологическое благополучие» человека. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022;11(6А):228–240. https://doi.org/10.34670/AR.2023.78.44.025

17. Елисеева О.А. Особенности и проблемы изучения субъективного благополучия в современных психологических исследования. Российский психологический журнал. 2011;8(3):54–59.

18. Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным. Социальная психология и общество. 2022;13(4):142–162. https://doi.org/10.17759/sps.2022130409

19. Hesketh K.R., Lakshman R., van Sluijs E.M.F. Barriers and facilitators to young children’s physical activity and sedentary behaviour: a systematic review and synthesis of qualitative literature. Obes. Rev. 2017;18(9):987–1017. https://doi.org/10.1111/obr.12562

20. Анкудинов А.Л., Котова Е.В. Взаимосвязь направленности и мотивации спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 10 дек. 2019 г. Москва: Московский государственный гуманитарно-экономический университет; 2020, c. 5–9.

21. Ахмади Ф., Сафари М.А., Садегхипур Х.Р., Каризак С.З., Зар А., Николаидис П.Т. Качество сна и спортивные результаты у спортсменов с ограниченными физическими возможностями в индивидуальных видах спорта. Спортивная медицина: наука и практика. 2024;14(1):26–31. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2024.1.5

22. Бодрова Р.А., Закамырдина А.Д., Делян А.М., Каримова Г.М., Васильева Л.Ф. Эффективность технологий активной медицинский реабилитации у паралимпийцев, занимающихся игровыми видами спорта. Спортивная медицина: наука и практика. 2023;13(1):41–47. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2023.1.1

23. Капустин А.Г. Методика реабилитации детей с детским церебральным параличом с использованием средств следж-хоккея. Спортивная медицина: наука и практика. 2024;14(3):5–13. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2024.3.3

24. Кравченко Д.А., Кучерявых А.А., Котова О.В. Адаптивная физическая культура и ее особенности. Вестник науки [интернет]. 2023;3(6):1310–1313. Режим доступа: https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/9157

25. Пузин С.Н., Меметов С.С., Шургая М.А., Балека Л.Ю., Кузнецова Е.А., Мутева Т.А. Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2015;19(1):4–7. https://doi.org/10.18821/1560-9537-2016-19-1-4-7

26. Sheu H.-B., Lent R.W., Lui A.M., Wang X.T., Phrasavath L., Cho H.-J., Morris T.R. Meta-analytic path analysis of the social cognitive well-being model: Applicability across life domain, gender, race / ethnicity, and nationality. Journal of Counseling Psychology. 2020;67(6):680–696. https://doi.org/10.1037/cou0000431

27. Walsh F. Family Resilience. Multisystemic resilience: adaptation and transformation in contexts of change. Oxford: Oxford University Press; 2021, p. 255–270. https://doi.org/10.1093/oso/9780190095888.003.0015


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Михалев И.В., Котовская С.В., Захарова Н.Л., Беленкова Л.Ю. Мотивация к занятиям адаптивной физической культурой как условие здоровьесбережения, способствующее психологическому благополучию, жизнеспособности и улучшению качества жизни студенческой молодежи с инвалидностью. Спортивная медицина: наука и практика. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2025.1.6

For citation:


Mikhalev I.V., Kotovskaya S.V., Zakharova N.L., Belenkova L.Y. Motivation to engage in adaptive physical education as a condition for saving health, contributing to psychological well-being, resiliency and improving the quality of life of students with disabilities. Sports medicine: research and practice. (In Russ.) https://doi.org/10.47529/2223-2524.2025.1.6

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-2524 (Print)
ISSN 2587-9014 (Online)