Preview

Спортивная медицина: наука и практика

Расширенный поиск

Психологическое сопровождение молодых спортсменов в пауэрлифтинге и тяжелой атлетике

https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.3.7

Полный текст:

Аннотация

Исследуется психолого-педагогическое сопровождение спортсменов 18–25 лет с учетом фактора пола на этапах подготовки на фоне силового тренинга. Приводятся методы мобилизации психических резервов спортсменов различных психофизических типов с целью повышения эффективности тренировочного процесса для достижения высоких результатов в соревнованиях.
Введение. В основу работы положена методика классического развития силовых способностей спортсменов в пауэрлифтинге в сочетании с психологическими методами психолого-педагогического сопровождения (ППС) для повышения надежности и успешности предсоревновательной подготовки. ППС рассматривается как совокупность целей, средств, методов и условий планирования, реализации и контроля процесса формирования, активизации и оптимизации психологических процессов (ПП) спортсменов на этапах подготовки и участия в соревнованиях.
Цель исследования. Теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики ППС тренировочной подготовки к соревнованиям при занятиях пауэрлифтингом и тяжелой атлетикой.
Материалы и методы. Метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент (ПЭ), тесты оценки физической подготовленности, антропометрические методы, методы психологического развития личности, методы математической статистики. Исследование проводилось в течение 5 недель (01.02.2020–15.03.2020). Силовые тренировки при проведении педагогического эксперимента (ПЭ) базировались на 5-недельном цикле Б. И. Шейко [10], равном одному предсоревновательному мезоциклу. Спортсмены 18–25 лет составили две группы по 20 человек: контрольная (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), разделенные по фактору пола. КГ и ЭГ тренировались по классической методике пауэрлифтинга, дополненной в ЭГ методами оптимизации ПП.
Методика ППС подготовки к соревнованиям включала: обучение целеполаганию; формирование готовности к соревнованиям; обучение копингу; активацию мотивационных процессов; повышение самоконтроля, психорегуляции поведения и спортивной деятельности.
Результаты. Разработан 5-недельный мезоцикл тренировок для пауэрлифтеров 18–25 лет. Формирующее воздействие комплекса методов ППС в ЭГ привело к достоверному возрастанию силовых показателей в ЭГ в конце ПЭ: девушки КГ в сумме троеборья подняли 142,5 кг, тогда как в КГ юношей — 215 кг. В ЭГ результат девушек — 190 кг и в ЭГ юношей — 250 кг. Прирост при сравнении ЭГ-КГ у девушек составил 57,5 кг, а у юношей — 35 кг в пользу ЭГ с ППС. Выделены психофизические типы молодых пауэрлифтеров, нуждающихся в ППС, предложены восстановительные меры для психологической подготовки.
Выводы. ППС в комплексе с силовыми тренировками привело к достоверному приросту силовых показателей у пауэрлифтеров 18–25 лет с учетом фактора пола. Силовые показатели девушек прогрессировали в 1,8–2 раза более выраженно, чем юношей. При проведении ППС надо учитывать гендерные особенности пауэрлифтеров, связанные с различным влиянием на юношей и девушек методов психологической подготовки.

Об авторах

А. Н. Берестяная
ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет»
Россия

Берестяная Анастасия Николаевна,  к.б.н., магистрант кафедры оздоровительной и адаптивной; мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



С. Н. Филиппова
ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет»; ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Россия

Филиппова Светлана Николаевна, д.б.н., профессор кафедры оздоровительной и адаптивной; доцент кафедры педагогики, психологии и информационного права 

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



А. Н. Корнилов
МБУС «СК Метеор», Центр тестирования ВФСК ГТО
Россия

Корнилов Алексей Николаевич, к.п.н., заместитель директора спортивного комплекса, мастер спорта по тяжелой атлетике

143904, Московская обл., г. Балашиха, ул. Молодежная, 22



А. П. Орешков
МБУС «СК Метеор», Центр тестирования ВФСК ГТО
Россия

Орешков Анатолий Павлович, директор спортивного комплекса; мастер спорта по тяжелой атлетике

143904, Московская обл., г. Балашиха, ул. Молодежная, 22



В. В. Горелик
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Россия

Горелик Виктор Владимирович, к.б.н., доцент кафедры адаптивной физической  культуры, спорта и туризма

445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14

+7 (987) 936-72-75 



Список литературы

1. Андрущишин А.Ф. Основы комплексной системы психолого-педагогической подготовки спортсменов. Спортивный психолог. 2008;(1):18–27.

2. Бабушкин Г.Д., Яковлев Б.П., Ковбель С.О. Влияние психологической подготовленности тяжелоатлетов высокой квалификации на результативность соревновательной деятельности. Спортивный психолог. 2016;(1):41–46.

3. Коноплева А.Н., Карданова Е.В. Влияние средств и методов саморегуляции на результативность соревновательной деятельности спортсменов-тяжелоатлетов. Теория и практика физической культуры. 2018;(4):19–21.

4. Павлов С.Е., Павлов А.С., Павлова Т.Н. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации. Москва: ОнтоПринт; 2019.

5. Родионова И.А. Организация психологической подготовки в системе интегральной подготовки спортсменов. Спортивный психолог. 2011;(1):28–32.

6. Сопов В.Ф. Эмоциональная саморегуляция: теоретические и прикладные аспекты. Самара: Изд. СГПУ; 2002.

7. Устинов С.И., Беляев В.С., Черногоров Д.Н., Гросс Е.Р. Влияние психологического состояния квалифицированных тяжелоатлетов на соревновательную деятельность. В: Актуальные проблемы физического воспитания студентов. Материалы Международной научно-практической конференции, 30–31 января 2019 г. Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия; 2019. с. 520–524.

8. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. Москва: Роспедагентство; 1997.

9. Черногоров Д.Н., Устинов С.И. Роль психологической подготовленности квалифицированных тяжелоатлетов. В: Современные технологии в физическом воспитании и спорте. Матер. Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. Тула: ТППО; 2018. с. 229–231.

10. Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера. Москва: Актиформула; 2013.

11. Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Ковбель С.О., Усаева Н.Р. Психологическая подготовленность тяжелоатлетов высокой квалификации и результативность соревновательной деятельности. Теория и практика физической культуры. 2016;(3):86–88.

12. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. Москва: Советский спорт; 2014.


Рецензия

Для цитирования:


Берестяная А.Н., Филиппова С.Н., Корнилов А.Н., Орешков А.П., Горелик В.В. Психологическое сопровождение молодых спортсменов в пауэрлифтинге и тяжелой атлетике. Спортивная медицина: наука и практика. 2022;12(3):84-91. https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.3.7

For citation:


Berestyanaya A.N., Filippova S.N., Kornilov A.N., Oreshkov A.P., Gorelik V.V. Psychological support of young sportsmen in powerlifting and weightlifting. Sports medicine: research and practice. 2022;12(3):84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.47529/2223-2524.2022.3.7

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-2524 (Print)
ISSN 2587-9014 (Online)